Должны ли социальные объекты стать достопримечательностью кварталов новостроек? И почему девелоперы пока не превращают «социалку» в архитектурные шедевры? Об этом размышляет руководитель архитектурного отдела ГК «Глобал ЭМ» Татьяна Бровкина.
— Изменилось ли качество архитектуры социальных объектов в последние годы?
Т.Б.: Внешняя эстетика новых школ, детских садов и поликлиник, безусловно, улучшилась. Но подход к их архитектуре в большинстве случаев остался унитарным. Похоже, застройщики еще не прошли все стадии принятия вмененных им обязательств по созданию «социалки». А ведь именно эти объекты вполне могут дать маркетинговое преимущество кварталам с семейными квартирами – и не просто из-за их наличия.
Эмиратские риелторы подметили, что квартиры в знаменитой башне «Бурдж-Халифа» продаются плохо, зато прекрасно уходят квартиры с видом на нее. В Петербурге тоже есть те, кто готов переплатить за вид на башню «Лахта-центра». Однако уникальных построек в любом городе единицы, а детский сад или школа есть в любом квартале.
На фоне спокойных, даже монотонных жилых кварталов социальные объекты уже визуально выделяются, поскольку это свободные от плотной застройки пространства. Почему бы не сделать их еще более привлекательными за счет архитектуры? У района появятся яркие акценты, улучшится его эмоциональная атмосфера, а обычные по сути квартиры превратятся в видовые.
К тому же эксперты считают архитектуру школ третьей составляющей воспитания, наряду с семьей и преподавателями. Она способна прививать хороший вкус и пробуждать чувство прекрасного с самого детства. Архитектура может даже подчеркивать тематическую направленность учебных заведений.
Для многих застройщиков главным все еще остается внутренняя планировка, обеспечивающая эргономику и комфорт в пределах квартиры. Однако за границами этих стен – целый мир. Сделать его эстетически привлекательным, выразительным и интригующим – не менее важная задача.
— Примеры интересных архитектурных решений есть?
Т.Б.: Много не назову. Очень нравится реализованный проект Хорошевской школы в Москве, над входом в которую так и написано «Хорошкола». Складывается впечатление, что застройщик использовал на фасадах все возможные варианты остекления и фибробетона: под дерево, под искусственный камень и т. д. Получилось интересно, и возникает желание увидеть внутренние решения.
Потрясающим архитектурным проектом можно назвать школу «Точка будущего» в Иркутске. Здания с ломаными линиями крыш, вписанные в окружность, с закрытым внутренним двором, спортплощадками и многоуровневыми классами. А ведь это просто бетон, стекло и металл.
Или подмосковная школа Wunderpark, к которой уже приклеились названия «Школа будущего» и «русский Хогвартс». Архитектура авангардная, смелая, футуристическая, но умело обыгранная с помощью все того же бетона и стекла, которые смягчает клинкерный кирпич. Главный принцип организации учебных помещений – «360° образовательного пространства». Здание школы делится на вытянутые блоки, сходящиеся в центре-атриуме, словно улицы в городе на центральной площади.
Есть довольно много интересных конкурсных проектов школ и детских садов, даже модульных фельдшерских пунктов с элементами классического деревянного зодчества, за реализацию которых пока никто не взялся.
— Каковы главные составляющие современных соцобъектов?
Т.Б.: Три базовых кита: безопасность (конструктивная надежность), функциональность (соответствие назначению) и внешняя эстетика. Плюс эргономика: грамотно организованное пространство, использование экологичных материалов и технологий сбережения, а также социальный контроль. Последний подразумевает хорошее освещение, отсутствие закрытых конструктивных элементов, которые могут быть использованы с криминальными целями. Мне бы очень хотелось, чтобы в этом списке внешнюю эстетику все же заменили новым трендом – достойной архитектурой.
Возможно, найти интересное решение для поликлиники сложнее, чем для объектов культуры или коммерции. Отпечаток на внешний облик изначально накладывает кабинетно-коридорная планировочная структура. А вот детские сады и школы дают настоящий простор для творчества, фасадные решения могут подчеркивать функционал: актовый и спортивный залы, классы, столовая и т. д. Или можно проследить историю района, найти какой-то интересный факт и обыграть его в архитектуре и благоустройстве в целом.
— Религиозные здания в новых жилых кварталах тоже должны соответствовать общей стилистике или же следовать традиционному канону?
Т.Б.: Современная архитектура очень отличается от классического понимания облика храма. Вряд ли у людей возникнет желание зайти в церковь, если она будет выглядеть минималистичным кубом, как и окружающие жилые постройки.
Зарубежные архитекторы находят новые формы культовых зданий, некоторые проекты уже получили мировое признание. Но для русского человека важнее историческая узнаваемость, которая еще до входа в здание задает правильное ощущение.
С другой стороны, и на Руси при строительстве храмов использовали самые передовые технологии и архитектурные формы. Позднее архитекторы старались вносить во внешнюю эстетику церквей модные архитектурные нотки – барокко, классицизм, модерн. Сейчас культовое проектирование ведется «по кальке», используются проверенные решения. Можно ли вписать в архитектуру храма современный минимализм? У нас был подобный опыт, мы создали проект экспозиционно-просветительского комплекса «Музей Библии». Он получился каким угодно: гармоничным, светлым, авангардным, минималистичным, даже брутальным, но только не каноническим.
— Над какими еще интересными проектами довелось поработать?
Т.Б.: В прошлом году мы получили
диплом II степени в номинации «Лучший объект социального назначения» за проект поликлиники для взрослых и детей в ЖК «Юнтолово». Нам удалось гармонично объединить в одном здании взрослое и детское отделения. У них отдельные входные группы с удобной зоной ожидания, лифтовыми холлами и понятной системой навигации. Важный нюанс: разделение транспортных потоков вокруг здания, чтобы машины пациентов не мешали подъезду скорой помощи и наоборот.
Конечно, знаковый проект для нас – это
храмовый комплекс на Гамбургской площади. Он создан в каноническом Псковско-Новгородском стиле, который характеризуется простотой и лаконичностью форм. Комплекс расположен в открытом сквере, и его стилистика удачно сочетается с особенностями территории, создавая облик «зеленого оазиса» и мягкого акцента на фоне визуально-нейтральных жилых массивов. Поэтому храм станет новой архитектурной доминантой района.
Материал опубликован на портале
Недвижимость и строительство Петербурга