Согласно короткой выписке из истории города Белозерска Вологодской области: «К началу XVII века, в связи с перемещением торгового пути на Архангельск через реки Сухону и Северную Двину, процветавшее прежде Белоозеро постепенно приходит в упадок. Город оказался в стороне от главных направлений торгово-экономической жизни страны». Найти таких примеров можно множество. Всё потому, что качественная улично-дорожная сеть по сей день играет ключевую роль в развитии экономики населенных пунктов и улучшении качества жизни их жителей. Хорошо спроектированные дороги не только повышают доступность территории и собирают её воедино, но способствуют развитию бизнеса, туризма и социальной сферы.
В предыдущей статье мы разобрались в классификации улиц, сегодня поговорим о принципах их проектирования.
Главным документом, на который должен ориентироваться проектировщик является СП 396.1325800.2018. Он распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих улиц и дорог в населённых пунктах. Цель свода правил – обеспечить безопасность дорожного движения в городах и поселках, сохраняя при этом окружающую среду и культурное наследие. Особое внимание уделяется доступности транспорта для всех категорий граждан, включая маломобильных.
Проектирование улиц и дорог должно быть согласовано с общим планом развития транспорта в городе или поселке, учитывая долгосрочные перспективы развития территорий, определенные в градостроительной документации всех уровней.
Формирование сети улиц и дорог должно основываться на прогнозах: роста численности населения и количества автомобилей, изменения транспортных потоков, связанных с трудовой деятельностью, миграцией населения. При этом необходимо обеспечить безопасное и удобное движение всех участников дорожного движения и доступность всех объектов города или населённого пункта.
Первым этапом проектирования городской среды является создание эскизного плана уличной сети. Этот план должен быть логичным и интуитивно понятным для жителей, обеспечивая легкую ориентацию в городе. Каждая улица в соответствии с классификацией должна выполнять свою специфическую функцию.
После эскизного проектирования, последующие этапы таковы:
- Формирование технического задания: Составление подробного документа, в котором излагаются цели и задачи проекта. Этот документ может быть предоставлен заказчиком или разработан нашими специалистами проектной компании.
- Сбор и анализ исходных данных: Далее проводится тщательный сбор и анализ информации о земельном участке, где планируется реализация проекта. Это включает в себя изучение топографии, геологии, инженерных сетей и других факторов, влияющих на проектирование.
- Получение технических условий: Для согласования проекта с другими заинтересованными сторонами необходимо получить технические условия от владельцев прилегающих земельных участков, коммунальных служб, государственных органов и других организаций.
- Разработка планировочных решений: На основе собранной информации проектировщики разрабатывают оптимальную планировку улично-дорожной сети, учитывая все требования и ограничения.
- Экспертиза и согласование: Проект проходит независимую экспертизу, после чего согласовывается в соответствующих государственных органах.
- Разработка рабочей документации: На заключительном этапе создается подробная рабочая документация, необходимая для строительства объекта.
Процесс проектирования уличной сети тесно связан с определением функциональных зон города. При разработке схемы улиц анализируются:
- какие районы они должны соединять;
- какая застройка будет расположена вдоль них;
- какой характер будет иметь движение транспорта;
- как улица вписывается в общий архитектурный облик города;
- как она связана с дорожной сетью за его пределами.
Все многообразие приемов планирования дорожной сети можно свести к трём основным типам: регулярному, свободному и смешанному.
При регулярной застройке здания и уличная сеть вокруг них проектируется строго геометричной, прямоугольной, радиальной, кольцевой.
Прямоугольный тип застройки тесно связан с прямолинейной планировкой улиц и формированием прямоугольных кварталов. Это одна из древнейших систем, по которой строили города Древней Греции, которая сохранилась до наших дней. Она обладает рядом преимуществ: проста в реализации, удобна для транспортной инфраструктуры и инженерных сетей, а также обеспечивает хорошую ориентацию на местности. Однако она менее эффективна на сложных рельефах и может приводить к однообразию застройки из-за ограниченного выбора типовых проектов.
В крайне редких случаях проектировщики используют прямоугольно-диагональную систему, поскольку она наследует достоинства и недостатки прямоугольной системы, но привносит дополнительную проблему — острые углы на пересечениях улиц.
Радиальная планировка зародилась в средние века и связана с развитием торговых путей, расходившихся от феодальных замков. Вдоль этих путей стихийно возникали поселения, что и сформировало радиальную структуру города. Такая планировка выделяет центр города, однако при увеличении расстояния от центра единство композиции ослабевает, что требует дополнительных планировочных решений.
Необходимость соединить радиальные улицы привела к созданию кольцевых дорог. В результате радиальные системы трансформировались в радиально-кольцевые. Радиально-кольцевая система создает сильную композиционную ось, направленную к центру города, особенно эффектно, когда центр расположен на возвышении. Однако в других случаях она может выглядеть искусственно и противоречить природному ландшафту или функциональным потребностям города. В сельской местности такая система применяется редко.
Комбинированная система планировки, возникающая при сочетании прямоугольной и радиально-кольцевой, характерна для городов с длительным историческим развитием.
Свободная планировка отличается от регулярных систем тем, что не подчиняется строгим геометрическим схемам. Улицы в такой системе прокладываются в соответствии с рельефом местности, создавая органичную и гибкую структуру. Это позволяет избежать однообразия застройки и минимизировать земляные работы. В отличие от прямоугольной планировки, которая лучше подходит для равнин, свободная планировка идеально подходит для холмистых и горных районов.
Смешанная система планировки, объединяющая черты разных систем, обеспечивает большую гибкость в проектировании. Это позволяет создать разнообразные и интересные планировочные решения, учитывающие особенности конкретной местности.
Комплексный подход к развитию улично-дорожной сети также предполагает учет таких факторов, как: обеспечение приватности жителей, сокращение времени на дорогу до работы и обратно, удобный доступ к объектам социальной, культурной и коммерческой инфраструктуры, а также создание комфортной городской среды посредством грамотного размещения элементов благоустройства с учетом оптимальных расстояний до жилых зданий.
Об элементах благоустройства улиц населенных пунктов мы поговорим
в следующей статье.