icon_menu

Меню

logo logo
Обсудить проект
Закрыть icon
Обсудить проект
Выберите услугу или услуги, которые вам интересны и оставьте номер телефона — мы перезвоним в удобное время.
Девелопмент
Генеральное проектирование
Генеральный строительный подряд
Испытательный центр

28.04.2025

icon

Комплексное благоустройство улиц

Благоустройство территорий, в том числе уличных – это создание функциональной и удобной городской среды
icon
В предыдущих статьях, мы уже разобрались в классификации дорожно-уличной сети и основных принципах её проектирования. Однако после них остаётся ощущение, которое очень точно описал датский архитектор и урбанист Ян Гейл: «Автомобили всё ещё захватывают города. Всё более очевидна необходимость сменить направление развития, последовательно перейти к новой парадигме, в центре которой стоит человек». Как же создавать комфортную, безопасную и эстетически привлекательную городскую улицу, учитывая современные тенденции развития города и возрастающие потребности жителей?

Благоустройство территорий включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение следующих характеристик:

  • Эстетика: Привлекательный внешний вид улиц, зданий, парков.
  • Удобство: Легкость передвижения, доступность различных объектов и услуг.
  • Функциональность: Оптимальное использование городского пространства, удовлетворение потребностей жителей.
  • Комфорт: Создание приятной атмосферы для отдыха и прогулок.
  • Безопасность: Минимизация опасностей, связанных с дорожным движением.

Одним из основных принципов проектирования комфортных и безопасных улиц является их зонирование. Это процесс разделения данной городской территории на функциональные зоны с учётом их назначения, интенсивности движения, характера застройки и других факторов. В условиях городской плотности и роста числа автомобилей зонирование становится особенно актуальным, способствуя гармоничному сосуществованию всех участников дорожного движения.

Цели зонирования:

  1. Повышение безопасности дорожного движения: За счет разделения транспортных потоков, создания пешеходных зон и велодорожек.
  2. Создание комфортной городской среды: Обеспечение удобства передвижения, создание условий для отдыха и досуга.
  3. Оптимизация использования городского пространства: Рациональное размещение различных функций в городской среде.
  4. Сохранение исторического и культурного наследия: Учет исторической застройки и культурных ценностей при планировании городской среды.

Рассмотрим основные зоны, которые обычно выделяют при благоустройстве улиц:

  • Зона уличного фронта:
- Область, непосредственно прилегающая к зданиям.
- Включает фасады зданий, тротуары, элементы озеленения, витрины магазинов.
- Важна для формирования визуального образа улицы.

  • Пешеходная зона:
- Предназначена исключительно для пешеходов.
- Может быть полностью отделена от проезжей части или совмещаться с ней.
- Должна быть безопасной, удобной и привлекательной.
- Элементы: тротуары, пешеходные переходы, зоны отдыха, элементы озеленения.

  • Зона общественного обслуживания:
- Торговые киоски и павильоны.
- Места отдыха (скамейки, беседки).
- Террасы кафе и ресторанов.
- Детские площадки.

  • Зона озеленения:
- Создается с помощью деревьев, кустарников, газонов.
- Повышает эстетическую привлекательность улицы.
- Улучшает экологическую обстановку.

  • Техническая или буферная зона:
- Располагается параллельно проезжей части.
- Предназначена для инженерных коммуникаций: освещение, канализация, электросети, а также дорожные знаки.

  • Зона для общественного транспорта:
- Выделенные полосы для автобусов, троллейбусов и трамваев.
- Остановочные пункты, входы/выходы метрополитена.
- Позволяет повысить скорость и регулярность общественного транспорта.

  • Зона для автотранспорта:
- Проезжая часть, предназначенная для движения автомобилей.
- Ширина и количество полос зависят от интенсивности движения.

  • Существуют также дополнительные функциональные зоны:
  • Разделительная полоса: Разделяет встречные потоки транспорта.
  • Парковка: Места для стоянки автомобилей.
  • Велосипедная дорожка: Отделенная от проезжей части полоса для велосипедистов.

Сочетание и расположение этих зон варьируются в зависимости от конкретных городских условий и характеристик улицы.

Помимо зонирования, благоустройство городских улиц можно повысить другими способами:

  1. Создание зон притяжения для жителей и гостей города.: Организация парков, скверов, зон отдыха с кафе и ресторанами, торговых площадок.
  2. Оформление витрин: Красивые и информативные витрины первых этажей зданий оживляют улицы и создают привлекательный облик.
  3. Благоустройство уличного фронта: Оформление фасадов зданий, тротуаров, вывесок в едином стиле.
  4. Установка МАФ (малых архитектурных форм): Скамейки, урны, велопарковки, фонтаны и другие элементы благоустройства делают городскую среду более комфортной.
  5. Проведение плановых и сезонных ремонтных работ: Укладка тротуарной плитки, асфальта, ремонт дорожного покрытия.

Безопасность улиц также обеспечивается не только зонированием, которое распределяет пространство между различными видами транспорта и пешеходами, но и соблюдением условий видимости. Одним из важнейших аспектов является обеспечение достаточной видимости на улицах. К факторам, влияющим на видимость, относятся: правильное расположение дорожных знаков и светофоров, наличие достаточного освещения, особенно в темное время суток, отсутствие препятствий для обзора, таких как густая растительность, будки, рекламные конструкции или неправильно припаркованные автомобили. Кроме того, важно учитывать особенности местности и погодные условия, которые могут ухудшать видимость.

Согласно выписке из этого СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населённых пунктов», при проектировании необходимо предусматривать минимальные значения расстояний видимости:

  1. Минимальное расстояние видимости препятствия для остановки транспортного средства. Оно рассчитывается в зависимости от скорости движения транспортного средства и классификации улицы. Учитывается также расчётное время реакции водителя.
  2. Минимальное расстояние боковой видимости в крайней, внутренней по отношению к повороту оси трассы или полосе движения. Боковая видимость на кривых в плане должна обеспечивать видимость предметов, имеющих высоту 1,0 м и более.
  3. Минимальное расстояние видимости на регулируемых и нерегулируемых пересечениях в одном или разных уровнях. При расчете расстояния видимости учитывают безопасную скорость и видимость с главного направления движения транспортного средства на второстепенном направлении.

При этом все фактические значения расстояний видимости в проекте должны превышать минимальные.

Для визуализации уличного пространства проектировщик создает поперечный (архитектурный) профиль улицы. Это графическое изображение, своего рода «разрез» улицы, выполненный перпендикулярно ее направлению, которое дает детальное представление о том, как она устроена в вертикальной плоскости.

Такой профиль используется на разных стадиях проектирования-строительства-эксплуатации городских улиц. На стадии проектирования улицы - для определения ее геометрических параметров, выбора материалов, разработки схемы организации движения и оптимальных решений для озеленения, освещения и организации пешеходных зон. Далее профиль служит основанием для проведения строительных работ. Наконец, он позволяет оценить состояние улицы и планировать ремонтные работы.

Поперечный профиль показывает:

  • Расположение элементов улицы: чётко видно, где находятся проезжая часть, тротуары, газоны, различные инженерные коммуникации, а также все элементы благоустройства.
  • Размеры элементов: видны точные размеры всех элементов улицы, от ширины проезжей части до высоты бордюров.
  • Высотную организацию: можно оценить, как меняется высота поверхности улицы и прилегающей территории. Это важно для понимания уклонов, перепадов высот и организации дренажа.
  • Архитектурный облик: дополнительно показаны фасады зданий, прилегающих к улице. Это позволяет оценить, как здания соотносятся с улицей по высоте и как они формируют общий архитектурный образ.

Для того чтобы детально показать все элементы улицы, применяют крупный масштаб (например, 1:100 или 1:200). При этом горизонтальный и вертикальный масштабы, как правило, берут одинаковыми. Помимо элементов самой улицы, на архитектурном профиле показывают фасадные части зданий, прилегающих к улице. Это позволяет оценить, как здания формируют уличное пространство и как они соотносятся с другими элементами.
генеральное планирование территорий