icon_menu

Меню

logo logo
Обсудить проект
Закрыть icon
Обсудить проект
Выберите услугу или услуги, которые вам интересны и оставьте номер телефона — мы перезвоним в удобное время.
Девелопмент
Генеральное проектирование
Генеральный строительный подряд
Испытательный центр

02.07.2025

icon

Основой для новых направлений в архитектуре могут стать новаторские открытия прошлого века

Об этом размышляет руководитель архитектурного отдела ГК «Глобал ЭМ» Татьяна Бровкина
icon
В условиях информационного перегруза современный человек все больше тяготеет к минимализму, ища в жилье простоту, логичность и адаптивность. Эта тенденция вынуждает архитектуру быть беспрецедентно гибкой и осмысленной. Возможно, решение кроется в переосмыслении архитектурных тенденций ХХ века.

– В дискуссиях о современной архитектуре часто можно услышать слово «минимализм». За ним будущее?

Т.Б.: Минимализм – очень широкое понятие, которое можно рассматривать как направление в культуре, философию жизни или эстетическую концепцию. Его суть в функциональности, чистых линиях, открытых «пустых» пространствах, отсутствии лишних деталей, что формирует сдержанную и лаконичную среду.

В начале XX века исторические стили предшествующих эпох не соответствовали новаторскому духу прогресса и развития, охватившего все сферы жизни. Перед архитекторами новой эпохи стояла задача переосмыслить формообразование, отбросив традиционные подходы, найти первообраз – простые геометрические фигуры, открыть формулу новой эстетики. Так зародились функционализм, рационализм, конструктивизм, футуризм, которые вызывали у современников и восхищение, и негодование, но при этом поражали своей честностью и смелостью. Это было время поисков, не все архитектурные эксперименты были восприняты благосклонно, горожанами новая эстетика воспринималась как грубая, не отвечающая традиционным классическим представлениям о красоте и архитектурно-художественной выразительности здания. Если вспомнить триаду Витрувия, функционализм ставил во главу «пользу», конструктивизм – «прочность». Конечно, эти понятия в начале XX века воспринимались уже в ином качестве, но в новой архитектуре, как и в обществе на тот момент, еще не успели сформироваться единые универсальные принципы «красоты». Да и сегодня есть сложности в понимании красоты современной архитектуры, как и всего современного искусства. Возможно, само понятие красоты, которая традиционно определяет ее носителя как произведение искусства, также нуждается в трансформации.

В недалеком прошлом технологии радикально изменили архитектурные поиски, породив хай-тек и одно из вытекающих из него течений – параметризм. Хай-тек превратил открытые коммуникации, стекло и металл в эстетику. Здания создавались похожими на высокотехнологичные механизмы. Параметризм же, используя алгоритмы и компьютерное моделирование, отошел от фиксированных чертежей, создавая сложные, динамичные и адаптивные формы. Это цифровая эстетика, где форма, функция и контекст сливаются бесшовно. Они поражают как сложностью в части создания проекта, как и технологичностью воплощения. Это уникальные объекты, призванные демонстрировать достижения науки и техники, а также финансовую мощь их заказчиков. Наполнены ли они красотой, относящей их к произведениям искусства, – вопрос открытый.

В мире постоянного информационного шума, в основном визуального, мы находимся под давлением направленных на нас со всех сторон информационных потоков, которые требуют обработки и реакции. Как следствие, мы остро нуждаемся в месте спокойствия, где сможем восстанавливать силы. Подобные задачи в западной современной архитектуре решает средовой подход, учитывающий различные факторы влияния архитектуры на человека: социальный, эмоциональный и информационный.

Но это не единственный путь. Основой для новых направлений в архитектуре могут стать новаторские открытия прошлого века, одним из которых является структурализм, появившийся в середине ХХ века, но не получивший, на мой взгляд, должного переосмысления.

Пример структурализма. 1957 год. Медицинские исследовательские лабораторииРичардса. Архитектор Луис Кан
Пример структурализма. 1957 год. Медицинские исследовательские лаборатории Ричардса. Архитектор Луис Кан

– Почему именно это направление? В чем заключаются его принципы?

Т.Б.: Структурализм стал ответом на строгую догматичность модернизма, предлагая иной взгляд на формирование пространства. Его суть заключается в создании зданий не как единых монолитных объемов, а как совокупности взаимосвязанных, повторяющихся модулей или ячеек, которые образуют сложную, но логичную пространственную структуру.

Главная цель структурализма – это формирование живой, адаптивной и иерархичной среды, где каждая часть вносит вклад в общее целое и где человек чувствует себя частью упорядоченной, но при этом разнообразной системы. Это направление стремилось уйти от холодной функциональности и обезличенности, характерных для модернизма, например, предлагая архитектуру, которая была бы более гуманной, интерактивной и масштабируемой – от отдельного помещения до целого городского квартала. В основе лежит идея «соседей, ячеек, гнезд», подразумевающая создание сообществ, где индивидуальные пространства объединены общими зонами, а сам процесс проектирования ориентирован на выявление и развитие отношений между элементами. Материалы, как правило, демонстрировались в своей естественной фактуре, а выразительность достигалась за счет ритма и повторения структурных элементов, создавая архитектуру, которая была одновременно и узнаваемой, и уникальной.

Yale School of Architecture building (1963), by Paul Rudolph.jpg
Пример структурализма. 1963 год. Школа архитектуры Йельского университета. Архитектор Пол Рудольф

В отличие от многих современных течений, где форма часто подчинена функции, конструкции и материалам, структурализм, не получивший должного развития в свое время, сегодня может пережить ренессанс. Он идеально соответствует растущему запросу общества на минимализм и отказ от излишеств, но при этом подразумевает глубокое продумывание объемно-пространственной композиции. Интеграция таких принципов, как золотое сечение, метрика, ритм и тектоника, позволяет создавать гармоничные и выразительные здания, сочетая эстетику с функциональностью и отвечая современным потребностям. В структурализме архитектор формирует эстетически выверенную геометрическую композицию, которая учитывает конструктивный каркас.

1975 год_Георгий Чахава и Зураб Джалагания Здание министерства автомобильных дорог (Тбилиси).jpg
Пример структурализма. 1975 год. Здание министерства автомобильных дорог (Тбилиси). Архитекторы Георгий Чахава и Зураб Джалагания

– Может ли структурализм обогатить рынок недвижимости, делая жилье не только функциональным, но и по-настоящему выразительным, комфортным для жизни?

Т.Б.: Представьте здание, стены которого выполнены из клинкерного кирпича. Каждый кирпич имеет уникальный оттенок и форму, что уже создает ощущение рукотворного орнамента, вызывая глубокий интерес наблюдателя. Это не просто стена, это тактильная, визуальная история. Важна и трехмерность проектирования, где объемы, формы и цвета работают в гармонии, создавая сложный, но понятный образ. Особую динамику и ощущение «живого» здания придает использование материалов, которые меняются со временем: дерево, медь, натуральный камень, благородно стареющие и приобретающие новые оттенки.

Дополнительную выразительность привносит озеленение фасадов. Вертикальные сады или продуманное озеленение террас позволяют зданию меняться вместе с сезонами и разрастаться, каждый раз представляя его в новом обличье. Главная цель современного архитектора – создать логичную и понятную структуру, которая будет интуитивно ясна и интересна каждому. Здесь крайне важен баланс: порядок и логика должны создавать гармоничное и увлекающее пространство, а не вызывать скуку.

Наконец, ключевую роль играет тектоника – художественное выражение конструктивного устройства здания. В наш век постоянных перемен, когда стабильность ценится особенно высоко, одно из требований, возлагаемых на архитектуру, – это безопасность и надежность, которые мы хотим ощущать на визуальном уровне. Минимализм как осознанная реакция на информационное пресыщение и следствие эрозии культуры потребления, находит органичное воплощение в структурализме, выражая глубокий смысл в простых формах и облекая продуманную структуру в интуитивно понятные материалы.

– Как, руководствуясь одним архитектурным направлением, девелоперам делать уникальные проекты?

Т.Б.: Архитектурный облик жилого комплекса формируется под влиянием множества факторов: от контекста городской среды и соседствующих зданий до жестких экономических показателей, государственных нормативов и специфических требований к участку. В таких регионах, как Петербург и Ленинградская область, существуют даже ограничения по цветовой палитре архитектурных решений, что еще больше сужает поле для экспериментов. И хотя пространство для инноваций по части материалов, габаритов и фактур фасадов остается, в сегменте масс-маркета девелоперы часто прибегают к использованию одних и тех же, проверенных временем материалов. Это неизбежно приводит к визуальной схожести зданий и утрате их индивидуальности.

Идеальным решением для гармоничного и продуманного развития всей территории мог бы стать комплексный мастер-план, но на практике такой подход, к сожалению, встречается нечасто. Однако даже в рамках минималистичного структурализма внешнее окружение, например, и уже существующие строения оказывают значительное влияние, определяя не только допустимые рамки проектирования, но и объемно-пространственную композицию жилого комплекса.

Одним из ключевых направлений для дифференциации является актуальное благоустройство и озеленение территорий. Современные проекты все чаще тяготеют к созданию пейзажных парков, гармонично сочетающих регулярные и естественные элементы дизайна. Здесь важно найти баланс между инновационностью решения и его доступностью для целевой аудитории.

Чтобы выделиться на рынке и предложить покупателям по-настоящему оригинальные архитектурные решения, девелоперам жизненно необходимо искать новые, более сложные и нестандартные подходы к проектированию и реализации. Именно в этом кроется потенциал для создания уникального продукта, способного привлечь внимание и вызвать подлинный интерес. Полагаю, что новое прочтение архитектурных течений, таких как структурализм, поможет решить эту задачу.

Опубликовано на портале Недвижимость и строительство Петербурга.
архитектура
жилое строительство