Как писала канадско-американская писательница Джейн Джекобс, улицы – это своего рода балет, где каждый участник движения создает уникальную хореографию.
К сожалению, мы часто забываем, что городские улицы – это не просто транспортные магистрали, а общественные пространства, где люди живут, общаются и взаимодействуют. Именно улицы формируют облик города и определяют качество жизни его жителей. В трёх статьях мы расскажем о том, какие функции несут в себе улицы для города и горожан и как нужно их проектировать.
Уличная сеть решает две ключевые задачи: она обеспечивает бесперебойное движение людей и транспорта, а также формирует визуальный облик поселения. В городах улицы и площади создают единую архитектурную композицию, а в сельской местности обеспечивают удобные связи между жилыми домами и другими объектами.
Городские улицы выполняют множество функций: обеспечивают движение транспорта и пешеходов, отводят поверхностные воды, позволяют прокладывать подземные инженерные сети и размещать различные киоски. Кроме того, они служат для проветривания городской территории. Исторически сложилось так, что улицы были не только транспортными артериями, но и местами для прогулок и отдыха горожан. Однако, с развитием автомобильного транспорта, многие улицы превратились в шумные и загрязненные транспортные коридоры.
В связи с этим проектировщикам необходимо учитывать изменившиеся условия и разрабатывать новые подходы к организации городского пространства, создавать такие проекты, которые бы учитывали как транспортные потребности города, так и потребности его жителей в комфортной и безопасной городской среде.
Согласно СП 42.13320.2016 Градостроительство: «Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. <…> Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией»:
В городе:
Магистральные дороги делятся на два основных типа: скоростные и обычные. Скоростные магистрали связывают удаленные районы городов и выходят на внешние дороги, обеспечивая высокую скорость движения (до 120 км/ч) по многополосным трассам. Обычные магистрали соединяют районы внутри города, преимущественно для грузового транспорта, и имеют меньшую пропускную способность и скорость движения.
Магистральные улицы общегородского значения также делят на два типа: непрерывного и регулируемого движения. Первые обеспечивают высокоскоростное движение по нескольким полосам и связывают между собой крупные районы города. Вторые имеют меньшую скорость и количество полос, и их пересечения с другими дорогами организованы на одном уровне. Также выделяют магистрали районного значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные улицы, которые обеспечивают связь внутри жилых районов и между ними, а также пешеходное движение.
Улицы местного значения выполняют различные функции в зависимости от района. В жилых зонах они служат для выезда жителей из микрорайонов на основные городские магистральные улицы, обеспечивая движение легкового и грузового транспорта. Как правило, общественный транспорт по таким улицам не курсирует. В промышленных районах улицы предназначены в первую очередь для грузовых перевозок, соединяя крупные предприятия и склады с магистральной дорожной сетью.
Пешеходные улицы выполняют различные функции и располагаются в разных районах города: от исторических центров и торговых кварталов до зон, разделяющих жилую и промышленную застройку. Такие улицы также проходят через зеленые зоны и санитарно-защитные полосы. К ним относят парковые и велосипедные дорожки.
В сельской местности попроще:
Поселковые дороги выходят на внешние дороги.
Основные/главные улицы проходят через всю территорию сельского населённого пункта и выполняют несколько функций: обеспечивают транспортное и пешеходное сообщение, а также связывают жилые районы с общественным центром.
Местные улицы обеспечивают связь жилой застройки с основными улицами.
Местные дороги и проезды связывают жилые и производственные территории, обслуживают производственные территории, проезд грузового и специального транспорта.
При создании генерального плана допускается дополнять состав категорий улиц и дорог, а также использовать его неполный вариант. Это зависит от размера населённого пункта, его планировочной структуры, климатических условий, рельефа местности, интенсивности транспортного потока, его состава, а также от текущей и прогнозируемой транспортно-градостроительной ситуации.
Если в нормативных документах категории улиц и дорог назначают в соответствии с классификацией, то при проектировании им дают названия по видам, более привычным, знакомым и приятным для горожан.
Проспектом называют главную улицы города, района, а порой и небольшого населенного пункта. А улицу, чаще магистраль, имеющую форму круга – кольцом. Улицы вдоль водоёмов – набережными. Улицы, имеющими наклонный рельеф – съездами или спусками.
Более тихие улицы, обсаженную деревьями с двух сторон, а также парковые дорожки именуют
аллеями. В отличие от
бульваров, где, кроме деревьев, должны быть газоны и скамейки для отдыха.
Более старым словом
дорога называют любой путь, который, как правило, выходит или исторически выходил за пределы городской черты. Сегодня им дают название
шоссе. Также историческими можно считать
линии и лучи, т.е. геометрично расположенные друг к другу улицы.
Проезд, проулок или переулок – это небольшие, узкие улицы, соединяющие две или более главных. Небольшую улицу, не имеющую сквозного проезда называют тупиком.
В местах пересечения улиц и дорог возникают
перекрёстки. Они, как правило, являются полными или неполными (Т-образными), но чаще всего прямоугольными. Такая планировка обеспечивает отличную видимость для водителей и пешеходов, упрощает организацию дорожного движения и позволяет рационально использовать городскую территорию.
Классификация улично-дорожной сети позволяет систематизировать ее элементы и более эффективно управлять развитием городов. Различные типы улиц и дорог имеют свои особенности и предназначение, что необходимо учитывать при планировании и проектировании городской инфраструктуры.
В следующей статье поговорим о важнейших принципах планировки уличной городской системы, которые позволяют обеспечить его экономическое развитие, а также комфорт и безопасность для жителей.