Природные условия, в которых петербуржцам приходиться жить и работать, вряд ли можно назвать приветливыми: показатели влажности зашкаливают, ветра продувают город насквозь, температурные перепады составляют до 20 градусов за сутки, в зависимости от сезона резко меняется продолжительность дня. Даже метеорологи разводят руками и относят нашу погоду к категории сложнопрогнозируемых. Между тем, современная теория убранистики отводит природно-климатическим условиям весьма скромное место, выделяя в качестве основных факторов градостроительного развития социальные, экономические и транспортные, административно-политические.
Несмотря на то, что место, выбранное Петром, сложно назвать удобным для строительства, учет влияния природной среды был прописан еще в первых генеральных планах застройки города, наряду со строгой регламентацией, прямоугольной разбивочной системой и едиными требованиями к зданиям. Это позволило создать уникальный архитектурный стиль, особенностями которого можно назвать соразмерность городских ансамблей и их гармоничное сочетание.
Один из вариантов застройки в Петербурге, отвечающий одновременно климатическим и высокоархитектурным запросам – это здания с атриумами.
Слово «атриум» имеет латинское происхождение и означает просторное высокое помещение, располагающееся, как правило, при входе или в центре здания. Однако в последние годы этот термин приобрел более широкое толкование и теперь подразумевает архитектурный элемент, характеризующийся использованием остекления большой площади в целях организации естественного освещения помещений.
Атриумы уже стали привычным атрибутом торговых комплексов, гостиниц, административных центров, музейных зданий в странах с холодными климатическими условиями.
У атриумов есть множество преимуществ, от энергосбережения и возможности создать внутри здания естественные по освещению и климату условия среды до их внешнего эстетического вида и возможности более эффективно использовать площади здания.
По результатам исследований, здание с атриумом создает благоприятную рабочую среду и повышает производительность труда на 15-20%.
Однако атриум – эта одна из самых сложных задач для проектировщика. В проекте должны учитываться: количество и качество света в данной местности, ориентация застекления, отражающая способность поверхности внутренних стен, организация воздухообмена, контроль климатических условий в прилегающих зонах.
Но самой критической из всех технических проблем является безопасность. Она складывается из тех же самых элементов, что и в обычном помещении - системы оповещения и эвакуации, контроля за дымом и огнем. Но большие объемы и высокие потолки значительно усложняют обнаружение высокой температуры и задымления. Поэтому проектирование многосветных пространств подразумевает отступление от противопожарных норм: требуется разработка компенсирующих мероприятий. Вторую опасность представляет собой сама конструкция. Система кровли должна быть разработана с учетом ожидаемых объемы воды и снега и их удаления за максимально короткое время.
Необходимо также учитывать, что, атриум - витрина здания, архитекторы очень чувствительно относятся к тому, как технические решения влияют на эстетические характеристики. В результате проект может корректироваться даже на стадии монтажа.
Поэтому для девелопера, атриум - хрупкий компромисс между повышением привлекательности и комфорта для потребителей – жителей города с непростым характером, ценности объекта недвижимости и удорожанием стоимости его строительства.
В этом месте так и хочется добавить – оно того стоит. Ведь многие здания и в XIX и в ХХ века прославились, в том числе, благодаря атриумам.
Одним из самых смелых и совершенных образцов архитектуры «железа и стекла» в петербургском строительстве конца XIX века является, конечно, атриум академии им. А.Л. Штиглица. Ее огромный главный зал перекрыт двойным железостеклянным куполом. Он исполнен в виде величественной двухъярусной аркады наподобие дворов итальянских палаццо эпохи ренессанса. Разительный контраст этой традиционной теме составляет парящая конструкция перекрытия, выполненная по типу решетчатых строительных ферм французского инженера К. Полонсо.
Настоящее преображение получил старинный Гранд-отель «Европа», где атриум появился после реконструкции в 1990-х годах ХХ века. Атриум объединил 6 этажей центральной части здания. Бывший мрачный внутренний двор-колодец стал холлом для отдыха и помещением для ресторана, освещенным с трех сторон и оживленным зеленью. Опорные конструкции для светового фонаря, который перекрывает атриум, выполнены, как часть мансард. А внутренние балкончики оснащены специальными складными лесенками-трапами для эвакуации.
Стильным и интересным решением стало световое пространство в БЦ «Атриум». Сложность его проектирования и реализации заключалась в том, что перекрыть нужно было огромный внутренний двор, сопоставимый по площади дворцовому залу. По своей сути он стал маленькой городской площадью под стеклянным куполом. Причем и полезные площади здания, за счет атриума, выросли в полтора раза. Реконструкцию провели в середине 1990-х годах, на тот момент здание было оснащено самыми современными инженерными системами.
Современным масштабным проектом с атриумом, который сейчас реализуется в Санкт-Петербурге, является ТРК Hollywood. Вот, что говорит о его атриуме руководитель проектной группы, заместитель директора ГК «Глобал ЭМ» Сергей Федоров:
«Hollywood – не просто ТЦ, а довольно крупный и современный комплекс. Для привлечения арендаторов и посетителей у него должна быть своя «изюминка» и по части архитектуры, и по внутренней эргономике, и в удобстве эксплуатации. Для решения этих задач нам пришлось искать и использовать нестандартные конструкции, которые не уступают по надежности и несущей способности привычным аналогам. В результате появились большие пролеты с металлическими фермами и железобетонными конструкциями с постнапряжением, а также атриумы со светопрозрачными куполами различных форм. Использование металлических ферм с пролетами около 40 метров позволило выполнить одно из требований заказчика – чтобы в зоне фуд-корта на последних этажах не было опор. Кроме того, для световых фонарей больших площадей мы использовали самонесущий профиль без дополнительных громоздких несущих конструкций, что дает ощущение легкости и освобождает пространство».