Вместо поиска ответа на вопрос «как сделать еще лучше» приходится решать задачку «как не сделать хуже»
Словосочетание «старый город» имеет сильный и многогранный эмоциональный контекст: жители города испытывают чувство гордости и сопричастности, гости восхищаются, инвесторы проявляют живой интерес, девелоперы и проектировщики готовятся решать сложные задачи.
Исторические здания, простоявшие сто и более лет, не просто разрушаются под действием времени и климата, они перестают соответствовать требованиям современных строительных норм и, во многих случаях, требуют приспособления к новому функциональному назначению.
В Европе их активно перепрофилируют под современное использование. Согласно пересмотренной в 1964 году Венецианской Хартии, адаптивное повторное использование является единственной возможностью дать таким сооружениям вторую жизнь.
В глобальном понимании этот градостроительный процесс называют ревитализацией.
Через восстановление и модернизацию устаревших или непригодных для использования зданий и территорий, архитекторы решают задачу создания благоприятной среды, привлекательной для жителей, бизнеса, инвестиций, туризма и т.д. и повышающей качество жизни, сохраняя при этом культурную ценность отдельных архитектурных объектов и целых кварталов.
В России чаще используют коммерческий термин редевелопмент, суть которого схожа, но является чуть более узкой, относящейся в большей степени к зданиям, чем к территориям. Хотя мнение экспертов расходится.
Существует несколько основных приемов ревитализации старинных зданий, которые могут использоваться в зависимости от конкретных потребностей и целей проекта:
• старый объем здания (историческая оболочка) наполняется новым функциональным значением, технологиями, материалами;
• противоположный подход используют, когда исторические стены сохранить невозможно, но все еще можно использовать внутренний конструктив и декоративные элементы;
• прием стилизации является по сути новым строительством, точно повторяющем формы старого здания, если здание было полностью разрушено, но было принято решение его восстанавливать;
• возможна также «игра на контрасте», когда в сохраняемую историческую часть объекта вписывают ультрасовременную форму, чтобы подчеркнуть ход развития архитектуры.
В Санкт-Петербурге столь важный для развития города процесс ревитализации идет со скрипом и очень много недвижимости в историческом центре продолжает оставаться в запущенном состоянии или используется неэффективно.
Эти шесть тысяч гектаров территории, включая промышленный «серый пояс», а также ее уникальное архитектурное единство и «небесную линию», эксперты обсуждают многие годы. Решения принимаются по отдельным проектам, но глобальный подход так и не появился. Поэтому на этапе проектных работ, архитекторы вынуждены начинать не с выбора наиболее подходящего приема ревитализации, а с работы над перечнем ограничений ПЗЗ, КГиОП, ЮНЕСКО.
Получается, что вместо поиска ответа на вопрос «как сделать еще лучше» приходится решать задачку «как не сделать хуже». Она, безусловно, не менее важна, но второспетенна для настоящего архитектурного порыва, которым можно будет гордится через века, наравне с работами Растрелли, Трезини, Воронихина, Баженова, Монферрана, Кваренги.
Тем не менее, даже в условиях жестких ограничений, в Санкт-Петербурге появляются оригинальные проекты редевелопмента зданий и ревитализации кварталов, которые уже признаны архитектурным сообществом и жителями города, как весьма удачные.
К ним можно отнести новые культурные и креативные общественные пространства на острове Новая Голландия, на территории бывшей фабрики Ткачи, Севкабель Порта, в зданиях бывшего кожевенного завода Николая Брусницына, Левашовского хлебозавода, берегового фортового комплекса в Кронштадте, на месте бывшего Приморского рынка, в Заневском парке.
Интересным опытом для нашей компании была реконструкция комплекса зданий бывшего Центрального Конструкторского Бюро Машиностроения под многофункциональный комплекс «Центр Творческих индустрий» ARTPLAY SPb (с мая 2020 Центр называется «Design District DAA») в Санкт-Петербурге.
Здание Бюро было построено в 1972 г. по проекту советских архитекторов Б. И. Козырева, А. И. Козулина, Ю. В. Комарова, на месте Церкви св. Александра Невского и казарм 145-го пехотного Императора Александра III Новочеркасского полка.
Однако нашей задачей стало сохранение исторического облика КБ с уникальной испытательной станцией, которая располагалась в стеклянном кубе и получила прозвище «телевизор», а также увеличение полезной площади комплекса зданий с 37,2 тыс. кв. м. до 55 тыс. кв. м. и их приспособление под современный МФК с арт-пространствами, в том числе в просторном внутреннем дворе.
Впечатляют также проекты редевелопмента промышленных территорий с появлением жилой и гостиничной функций, хотя в Петербурге их пока не очень много. Жилой комплекс в индустриальном стиле на территории бывшей Бумагопрядильной фабрики, где сохранили водонапорную башню, бывшей кондитерской фабрики Ландрин-Азарт с отреставрированным историческим зданием производства, все тот же Левашовский хлебозавод, вокруг которого выстроен жилой квартал. Застройщики также постепенно и успешно меняют архитектурный вид промышленного Петровского острова, районов, прилегающих к Черной речке, Обводному каналу и Октябрьской набережной.
Наша компания работала над несколькими историческими проектами: от восстановления зданий с нуля по старинным чертежам до проектов редевелопмента на бывших промышленных территорий с сохранением исторических корпусов и их приспособлением под современные функции.
Одним из последних стала реконструкция производственных корпусов трикотажной фабрики «Красное знамя», проект которой был признан «Лучший проект реновации 2022 года» по итогам конкурса «Лидер строительного качества», а также лучшим в номинации «Проект сохранения и развития промышленной архитектуры» на фестивале «Архитектурное наследие 2022».
История фабричного объединения началась в 1866 году, когда немец предприниматель приобрел трикотажно-чулочную мастерскую, вложил средства в расширение и модернизацию. К началу ХХ века фабрика занимала 40 % трикотажного рынка страны, на ней трудилось более 50 % от общего числа работников отрасли. После революции объединение было приватизировано, получило название «Красное знамя», было перестроено по проекту архитектора Эрихом Мендельсоном и сегодня имеет статус объекта культурного наследия.
В рамках проекта реставрации планируется восстановить здания Главного производственного корпуса, Красильного и Отбельного цехов. Здесь задумана не только гостиница, но целый комплекс с торговыми площадями, офисами, спортзалом, рестораном, паркингом. Непросто было вписать концепцию в рамки действующих норм, обеспечить здания современной инженерией, разработать конструктивные решения с сохранением существующих конструкций и в условиях плотной городской застройки, при этом выполнить охранные обязательства и рекомендации экспертов КГИОП.